Если ремонт вам делают специалисты, то между вами появляются договорные отношения, даже если бумажного договора между вами нет. Эти отношения могут быть вполне определенными - с конкретной суммой, перечнем и объемом работ, а могут быть рамочными - это когда до начала работ невозможно точно определить перечень и объем работ, которые потребуются после того, как будут вскрыты полы и стены. Да и в течение работ вы можете передумать и предложить мастерам что-нибудь иное. Хорошо, если до начала работ вы утвердите с мастерами расценки, на основании которых пред началом каждого отдельного вида работ точно будете знать, во сколько это вам обойдется путем перемножения расценки на объем этой самой работы. Итак, как должны составляться расценки на работы, чтобы сумма, предъявленная вам за ремонт, не явилась для вас сюрпризом.
Во-первых, каждый рабочий за месяц своего труда должен зарабатывать в зависимости от своей квалификации и скорости работы не ниже минимальной оплаты труда для среднего региона. Если взять за среднюю оплату 22 тыс. руб. в месяц, то за 22 рабочие смены в месяц он должен зарабатывать по 1 тыс. руб. в день или 125 руб. в час при 8-часовом рабочем дне. Опытный специалист (например, специалист ТЕХНАДЗОРА, про которого была речь в предыдущем номере) точно знает, какая работа сколько времени занимает, сколько рабочих и какой квалификации требуется. Вы и сами, понаблюдав за непрерывной (без перекуров и прогулов) работой, сможете оценить, сколько времени уходит у рабочих на каждый квадратный метр каждой конкретной работы. Помножив это время на 125 руб. в час и на количество работников, вы без труда получите расценку на производство 1 квадратного метра конкретной работы.
Во-вторых, рабочим полагаются технологические перерывы на отдых и перекуры - это еще примерно 15% рабочего времени (+15% к расценке).
В-третьих, затраты времени на организацию снабжения материалами. Посчитать необходимое количество, обзвонить поставщиков, организовать доставку - это тоже время, и обычно на это уходит не менее 10% рабочего времени. Важно не забыть, что собственно разгрузка машины, подъем материалов на этаж и даже вывоз мусора - это отдельные виды работ, которые также нуждаются в своей расценке. Кстати, отдых после такой тяжелой работы может доходить до 50% от затраченного времени.
Менеджмент может составлять до половины стоимости евроремонта и включает в себя не только технологический контроль, но то самое снабжение, и предоставление инструментов рабочим, и поиск заказчика, и многое другое. Однако самая важная роль менеджмента в отделке - это возможность нести ответственность за плохо или несвоевременно сделанную работу. Это означает, что если ремонт будет сделан качественно и в срок - организатор должен получить ощутимую прибыль, а если его рабочие испортят дорогостоящий материал (что случается) или устроят еще какое-нибудь ЧП, то из этих средств организатор сможет возместить ущерб, не доводя себя до банкротства. Как правило, если вы имеете дело с частной бригадой, бригадир должен заложить дополнительно около 30-50% к предполагаемой оплате своим рабочим, а если это серьезное предприятие со своим офисом, бухгалтерией и тому подобными атрибутами удобства и гарантий для клиента - наценка составит не менее 100% (рабочие получат половину от оплаченных вами средств). Теперь вы уже не будете столь доверчивы и будете в состоянии разобраться, за что с вас собираются взять деньги: если слишком мало - то какая квалификация и зарплата у рабочих, а если слишком много - то вопросов должно быть еще больше...